Репортаж: открытие завода полуприцепов «Вагнермайер Руссланд»

Татарстан в некотором роде можно назвать кладезем грузового сегмента в России. Именно здесь ещё во времена существования СССР вокруг Камского автозавода появлялись новые смежные производства. Да и перешедший в 1991 году под юрисдикцию республики бывший Камский тракторный завод дал толчок дальнейшему развитию машиностроения. Не без труда, конечно, но в конце 1990-х в свободной экономической зоне «Алабуга» стали появляться совместные с европейцами и американцами предприятия. А после скандальной трансформации в особую экономическую зону число компаний автомобильного сектора выросло.

В 1985 году в низовьях Камы начали возводить тракторный завод двойного назначения. Впрочем, проект не взлетел, но от несостоявшегося предприятия остались дороги, водопровод, газопровод и шесть производственных корпусов, что впоследствии оказалось на руку организаторам нынешней «Алабуги». На начало 2024 года индустриальный парк площадью 20 км2 включал в себя 38 действующих производств и 16 резидентов в формате строительства или проектов.

Ещё в августе 2023 года в «Алабуге» официально запустили новый машиностроительный комплекс по выпуску магистральных полуприцепов «Вагнермайер Руссланд» (бренд Wagnermaier).

Официально с помпой производство решили презентовать лишь в конце января 2024 года. Завод планирует выпускать три типа таких машин: шторные, бортовые и контейнеровозные.

Коллектив компании «Вагнермайер Руссланд»
Фото: ООО «Вагнермайер Руссланд»

Предполагается, что первое время производство составит 2100 единиц в год, но в будущем их число может увеличиться до 3000 полуприцепов.

На текущий момент уровень локализации по балльной системе Минпромторга РФ составляет 35%. Пока из российского в этих полуприцепах рама, пол, борт, задний отбойник, фурнитура, колёсные диски и шины. В будущем обещают довести локализацию до 75%.

Ширь да простор

Комплекс Wagnermaier расположился на территории технопарка «Синергия Heavy», что избавило резидента от необходимости строить собственные площади. Что удивило при въезде на территорию завода, так это размеры самого производственного цеха. Его площадь составляет 7500 м2, а высота потолков достигает 14,5 м. Кроме того, в здании установлены подкрановые пути грузоподъёмностью 10 тонн, что и позволило компании относительно быстро оснастить цех и начать выпуск машин.

В церемонии открытия локализованного сборочного производства приняли участие почти все, кто так или иначе причастен к его работе: раис Республики Татарстан, партнёры, дистрибьюторы и журналисты.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

По словам исполнительного директора ООО «Вагнермайер Руссланд» Рустама Субханкулова, предприятие это практически уникальное, ещё до официального открытия оно получило контракт от дистрибьютора на поставку 9 000 полуприцепов в следующие пять лет. Видимо, поэтому на стене цеха красовалась надпись «Для тех, кто играет вдолгую».

«Каждые 96 минут наша стоянка пополняется новым полуприцепом. Как технолога по образованию, меня удивляет, почему в России практически никто также не организовывает производство. Могу лишь предположить, что это связано с зависимостью от непостоянных потребностей рынка. Предприятия вынуждены менять выпуск самосвалов на контейнеровозы, а через год, например, начать изготавливать шторные.

Перед запуском завода мы изучили финансовую отчётность российских производителей полуприцепов и обнаружили очень неприятный факт. Оказывается, что в среднем отечественные представители отрасли содержат в запасах 27% годовой выручки. То есть теоретически у большого завода с годовой выручкой в 1 млрд рублей 27% всегда находится на производстве, что говорит о низкой эффективности. Мы же установили себе цель, чтобы запасы не превышали 10%», — объяснил спикер.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

К слову, о финансах. Заявлено, что в новое производство вложили 745 млн деревянных. На оборудование потратили полмиллиарда рублей. По словам исполнительного директора компании, предприятие создавали с высоким уровнем автоматизации. Присутствует единая система управления производством, охватывающая все рабочие места. Мол, это собственная разработка, которая позволяет в онлайн-режиме получать три важных отчёта: о себестоимости каждого изделия, загрузке рабочих мест, а также объёме содержащихся запасов.

Особо Рустам Субханкулов подчеркнул, что уровень заработной платы на заводе на 25% превышает среднюю по отрасли. Правда это или нет, решать нашим уважаемым читателям. К примеру, сварщикам и комплектовщикам обещали оклад от 60 000 рублей, уборщикам на моечной машине — 48 000 рублей, операторам листогиба — от 55 000 рублей. В проекте заложена выручка в 50 млн рублей ежегодно на одного сотрудника.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Правда, признал директор завода, есть дефицит кадров. Как резиденту ОЭЗ, компании необходимо обеспечить не менее 250 рабочих мест. Сейчас большую часть персонала составляют слесари, сварщики и маляры. Надежду на решение кадрового голода даёт сама «Алабуга», устроив учебный центр на 20 000 студентов.

Прежде чем запустить производство, специалисты предприятия провели большой цикл испытаний совместно с НАМИ. Для этого полуприцеп нагрузили 40 тоннами и отправили на пробег по полигону. Тест был не сертификационным, а по собственной методике завода, фактически краш-тест. Технику гоняли по самым изощрённым полосам препятствий, пробег составил 6 000 км. Коэффициент испытаний был 14:1. За это время истёрлись два комплекта шин, что обычно равнозначно эксплуатации на протяжении 500 000 км. Сам полуприцеп при этом, как пошутил глава нового завода, сломать не удалось.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Присутствовавший на церемонии открытия директор ООО «Полуприцеп» (бренд «Полуприцеп.РФ» — официальный дистрибьютор Wagnermaier) Евгений Поправка заявил, что средний возраст полуприцепов в стране — около 22 лет. А эффективный срок использования равен 9 годам. Проанализировав эти показатели, в дистрибуции пришли к выводу: чтобы заменить 800 000 уже отживших своё полуприцепов (старше 12 лет) из общего парка 1 150 000 экземпляров при текущих объёмах производства в России, может потребоваться более 20 лет.

Г-н Поправка не обошёл стороной и то, что, несмотря дороговизну и сложность параллельного импорта полуприцепов из Европы, они всё же пользуются спросом у российских потребителей.

Потому что отечественные производители ещё не способны выпускать то количество этой техники, которое требуется рынку, да ещё в соответствии с европейским качеством, к которому все привыкли. Однако теперь «Полуприцеп.РФ», например, сменил партнёрство с Schmitz Cargobull на Wagnermaier.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

24 участка

Итак, все приветственные слова и благодарности сказаны, ворота поднялись, ещё пара шагов — и перед гостями предстал лонжерон полуприцепа. Совсем новенький, даже без VIN-номера! Этот процесс компания специально отложила на полгода, чтобы нанести номер прямо на глазах у партнёров. Под торжественное музыкальное сопровождение глава Татарстана дал старт набивки, и вот уникальный код уже красуется на основном элементе будущего полуприцепа, который, по словам представителей компании, навсегда останется на заводе и будет служить напоминанием об открытии.

Далее г-н Субханкулов провёл экскурсию по цеху, который включает в себя 24 участка: линии заготовки, сварки, окраски, сборки и проверки качества.

На первой площадке идёт металлообработка листов девяти номенклатур стали. По словам исполнительного директора, ключевые составляющие продукции варят из высокопрочных марок российских производителей. Раскрой металлопроката происходит на китайских станках лазерной резки HSG.

«Мы для себя с самого начала решили, что будем использовать только лазерные технологии. Благодаря использованию автоматизированного оборудования, мы добились стопроцентной взаимозаменяемости по деталям. Это позволяет на участке сборки не использовать никакую пригонку и доработку. Режем мы только кислородом, за счёт чего кромка не нуждается в доработке», — подчеркнул г-н Субханкулов.

Затем заготовки отправляют на четырёхметровый гибочный станок TPR8 225 CNC Presbrake с ЧПУ, тоже китайского производства. Такая длина оборудования позволила предприятию сократить число сварных швов в гусачной части лонжерона.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Следующим этапом в местном производстве идёт мелкоузловая сборка составных частей, которые, кстати говоря, принадлежат широкому кругу поставщиков, в том числе и европейских.

«Каждое рабочее место оснащено специальным киоском. По утрам здесь проходят пятиминутки, где сотрудники получают сменные задания с QR-кодами, содержащими объём работы на день. Так вот, рабочие сканируют начало и завершения сборки каждого элемента, что позволяет нам в реальном времени отслеживать себестоимость, запасы и загрузку постов», — пояснил Рустам Субханкулов.

По его словам, за счёт информационных технологий и особенностей проектирования завод достиг такта выпуска длиной в 96 минут.

И всё-таки перейдём к сборке, где практически всю необходимую для этого оснастку спроектировали специалисты завода. Причём сделали они это так, что каждый её элемент имеет направляющие части, которые исключают необходимость повторных замеров каждой следующей детали.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Так, на момент экскурсии на стапеле уже находилась рама 13-метрового полуприцепа, которую после сборки должны были переместить на турецкий кантователь Wicon, за счёт чего проводить сварку в труднодоступных местах. В процессе задействованы немецкие сварочные аппараты бренда EWM.

Сборочно-сварочный участок закончился постом зачистки швов на рамах полуприцепов. Дальше всё по классике: специалисты приступают к обработке металла от коррозии. Происходит это в 18-метровой дробеструйной камере отечественного производства с системой «круглый рельс», где раму весом 2,2 т перемещает лишь один оператор.

В установке заготовку чистят от нагара, ржавчины, технологических жидкостей и опускают внутреннее напряжение, оставшееся после сварки. Дробь, как и во многих других случаях, — здесь ресурс возобновляемый. Когда она попадает под решётку камеры, рабочие сортируют металлические шарики, а после снова загружают в турбину.

Справа от участка зачистки размещены четыре окрасочно-сушильных камеры производства ООО «Уральская станкопромышленная компания» (бренд SPK Group). Каждая из четырёх камер имеет собственное назначение: в одной заготовку грунтуют, во второй раму просушивают. После грунтования раму возвращают на пост подготовки, где проверяют покрытие. А дальше, собственно, уже окраска эмалью с помощью системы автоматического дозирования ЛКМ и сушка нового слоя. Все перемещения между этапами обеспечивает рельсовая система.

«Воздух поступает с улицы, его подогревают газовой горелкой и подают в камеру сверху вниз для получения качественного опыла. Под малярной камерой находится двухметровый приямок, в котором расположены лабиринтные фильтры. Через них воздух очищается и выходит наружу», — объяснил глава производства.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Затем рама поступает на участок окончательной сборки с двумя линиями по четыре поста. На первом устанавливают пневмо- и электрооборудование — жгуты проводки для австрийской электрики и тормозной системы Wabco с EBS польского производства.

Следующий пост посвящён установке осевых агрегатов немецкого бренда, но турецкого производства SAF. Рустам Субханкулов подчеркнул, что этими европейскими осями у «Вагнермайер» забит склад, и никакие логистические сложности не помешают компании их возить. Но в будущем комплектующие, конечно, нужно локализовать, добавил тут же спикер. Речь шла и об осях BPW, только на участке мы ни одной не обнаружили.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Далее на полуфабрикат навешивают подкрылки, проводят прошивку и параметрацию. Тут же устанавливают оригинальную систему крепления грузов из 178 точек с каждой стороны.

«Профиль обвязки выполнен из высокопрочной стали. Мы сами гнём из металла холодного проката», — уточнил директор завода, добавив, что конструкцию сделали отличной от Schmitz Cargobull и Wielton: мол, грязь из-под колёс тягача ни на переднюю часть полуприцепа, ни на борт прилетать не будет. К слову, все разработки запатентованы.

Компания не стала проектировать множество разных полуприцепов, ограничившись двумя «магистральниками». ОТТС на модели WM T3 весом 6,5 т и T4 компания получила в апреле 2023 года: это трёхосник длиной 13,6 м и четырёхосный — 16,5 м.

«Мы сделали оригинальную схему исполнения лонжерона, которая отличается от того, что можно увидеть на российском рынке. Многие полуприцепы «клюют» к передней стенке, из-за этого при заезде на сцепку водителю часто приходится сначала опускать, а потом поднимать высоту — это неудобно. Мы решили, что не будем повторять таких ошибок, а потому переместили гусачную часть и выполнили её с двойной стенкой», — рассказал г-н Субханкулов.

И в самом деле, готовые полуприцепы выглядят натянутыми, как по струнке, и это не только потому, что гусак усилили: его и двутавровый лонжерон производят и стыкуют отдельно друг от друга.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Особые сложные конструктивные решения исполнительный директор продемонстрировал и в составе пола, который лежит напрямую на лонжероне и переносит на него всю нагрузку. Покрытие, кстати, сплошное: фанера от борта до борта. Её компания закупает у отечественного производителя «СВЕЗА Усть-Ижора».

С поста окончательной сборки полуприцепы должны отправляться к заказчику. Мы рассмотрели их подробнее: тент уже натянут, VIN-номер набит, установлены пластиковые инструментальные ящики Daken и рукомойники, тормозная система прошита, выписан электронный ПТС. Здесь же детально удалось рассмотреть опорные лапы, которые тоже привезены из Германии с завода BPW.

Светотехника и электронные части все австрийские — Aspoeck.

«Электрика — очень важная часть полуприцепа, она должна быть супернадёжная, поэтому мы пока работаем на австрийской», — отметил исполнительный директор компании.

Предприятие выпускает шторно-бортовые модификации. Объясняют это упрощением растентовки для водителя. Присутствуют закладные под коники. Бортовые стойки заказывают у Adaico.

Директор отказался называть цену своих полуприцепов, отметив, что они будут достаточно дорогими, так как это премиальный продукт, и добавил: «Сами понимаете, цена — это предмет договорённости, сегодня одна, завтра — другая». При этом он уточнил, что локализация позволит обеспечить бесперебойность поставок, развить компонентную базу в России и управлять себестоимостью. По словам г-на Субханкулова, российские комплектующие — это 43% цены полуприцепа.

Пока планируют отказаться от импортных светооптики, лестниц, композитного отбойника, дверей, крыши и опорного устройства. По этим позициям компания уже запустила НИОКР. Про электронику речь пока не идёт.

Причём тут немцы?

Примечательно, что, кроме как на «шторах», на готовых моделях нет ни одного упоминания нового бренда. А сзади так и вовсе всё выглядит практически так же, как у Krone, Schmitz Cargobull или того же австрийского Schwarzmueller. Как догадаться, что это всё наше, российское?

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Рустам Субханкулов и тут не растерялся, сказал, что компания планирует разработать собственную боковую защиту, на которой как раз и будет нарисовано кричащее брендирование. А пока, чтобы узнать торговую марку, придётся залезть глубоко в прицеп.

Оживление вызвало и выступление технологического консультанта завода Александра Эрика Шмидта на немецком языке. В ходе своей речи во время церемонии открытия он подчеркнул, что реализовать производство такого уровня, тем более в условиях напряжённых отношений между Россией и Европой, было непросто.

«Но, несмотря на события последних лет, мы верим в российский рынок и в то, что сможем занять особое место на нём», — зачитал по бумажке г-н Шмидт, так и не уточнив, кто эти «мы». Зато скромно похвалил сам себя за контроль соответствия продукции Wagnermaier современным европейским стандартам качества.

После этого журналистов ещё больше заинтересовал загадочный иностранный партнёр российского завода. Теории сыпались одна за другой. В рассуждениях коллеги доходили даже до немецкого композитора Рихарда Вагнера и до другого бренда полуприцепов, базирующегося в Рязани, — MAYER Cargoline (бывший ЦТТМ).

На прямые вопросы об участии некоего иностранного производителя г-н Субханкулов ответа, к сожалению, не дал, объяснив это непростым временем, из-за которого раскрывать название европейцев нельзя.

Но журналисты — люди дотошные, поэтому воспользовались открытыми данными. Итак, ООО «Вагнермайер Руссланд» зарегистрировано 10 января 2023 года в Елабуге. Руководитель — Субханкулов Рустам Маратович, возглавляющий с 2020 года ООО «Смарт Прогресс Инжиниринг», базирующееся в Калининграде с нулевым числом сотрудников и показавшее за 2022 год чистый убыток в 8000 рублей. Также г-н Субханкулов в декабре 2022 года учредил АО «Астор» в Казани, а в июне 2022 года — АО «Вилман». Обе организации зарегистрированы по одному адресу. Правда, в конце 2023 года Рустам Маратович вышел из состава учредителей в обеих компаниях. Зато в АО «Астор» руководителем указан Афзалов Рафис Фаисович, ранее возглавлявший АО «Информационно-Коммерческий Центр», в учредителях коего засветились структуры «Татнефти».

Но вернёмся к ООО «Вагнермайер Руссланд». Эту компанию учредило АО «СП Машиностроительный комплекс», появившееся как юридическое лицо в декабре 2022 года в Москве усилиями Кондратьева Кирилла Дмитриевича, также ранее учредившего ООО «Лидертех», АО «Вента», ООО «ТСК Молот» и АО «Дана шиппинг». Последним руководит директор технопарка «Татнефти» Марсель Абдуллин.

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Директор АО «СП Машиностроительный комплекс» — Гончарова Наталия Валерьевна, также руководящая ООО «ВВ-Инвест» и НАО «Компания Бриф». А до этого она числилась в учредителях ООО «Мистрал» и ООО «Борей», до ликвидации занимавшихся грузоперевозками в Татарстане.

Обе конторы тоже находились по одному адресу. Так вот, у НАО «Компания Бриф» и «ВВ-Инвест» через цепочку «родственных» фирм есть связи с теми же структурами «Татнефти». Например, засветились ООО «Компания Парк-Груп» и АО «Д Актив».

Собственно, через цепочку компаний можно проследить и связи дистрибьютора полуприцепов Wagnermaier — ООО «Полуприцеп». Учредителем выступает ООО «ПП-Холдинг», которую создали уже упомянутое ООО «ВВ-Инвест» и Проскурин Александр Сергеевич. Он же, кстати, и руководит компанией «ПП-Холдинг». А конечным бенефициаром компании выступает уже знакомое АО «Д Актив».

Остаётся вопрос, зачем весь этот цирк с конями рассказ о призрачном европейском партнёре нефтегазовой компании? Ладно бы речь шла о производстве полуприцепов-цистерн, можно было бы предположить, что таким образом компания пытается в перспективе сэкономить на их закупке или снижает свою зависимость от сторонних поставщиков. Но ведь производить новый завод будет шторные полуприцепы, а в них ни нефть, ни топливо, ни газ не повезёшь.

Но тут впору вспомнить, что «Татнефть» сначала стала фактическим владельцем Нижнекамского завода грузовых шин, «Торгового дома «Кама», «Нижнекамскшины», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть», выпускающих шины Kama, а затем продала бизнес АО «Татнефтехиминвест-холдинг», председателем Совета директоров которого, как, собственно, и самой «Татнефти», является раис республики Рустам Минниханов. А ещё к главному игроку нефтегазового рынка Татарстана должны перейти и ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина» — российский бизнес финской Nokia Tyres.

«Сегодня мы видим, как развиваются перевозки, и автомобильный транспорт является одним из основных звеньев. И конечно, республика, которая производит самое большое количество тягачей, сразу будет комплектовать их современными полуприцепами», — сообщил на презентации г-н Минниханов.

Кстати, на фоне переноса производства полуприцепов «дочки» камского автогиганта из Нефтекамска в Туймазы в регионе у Wagnermaier не оказалось конкурентов. И, хотя сам производитель открещивается от всевозможных форм сотрудничества в плане продаж, перекладывая их на родственного дистрибьютора, повторим фразу Рустама Субханкулова: «Что-то подсказывает, что в этом автомобильном кластере, который формируется в Татарстане, точно получится синергия».

На производстве машиностроительного комплекса «Вагнермайер Руссланд»
Фото: Анастасия Семёнова

Возможно, всё проще и псевдоевропейско-российское СП — всего лишь обычная диверсификация бизнеса «Татнефти». Ведь, как мы понимаем, компания получает дополнительную прибыль и укрепляет сферы влияния через кучу юридических лиц, занятых разными видами деятельности (от ТСЖ и строительства зданий до выдачи кредитов и займов) сразу в нескольких регионах России. Тем более что зарегистрированный ООО «Вагнермайер Руссланд» товарный знак Wagnermaier заявлен для очень уж широкого перечня товаров и услуг. Тут, как говорится, от дома до батона.

Что интересно, компания стала правообладателем и ещё одного бренда — Helfimmer. И с не менее внушительным списком классов МКТУ, что и у первого. Правда, «Вагнермайер Руссланд» тут же передал право на товарный знак учредителю своего родственного дистрибутора — ООО «ПП-Холдинг». Так что не исключено, что «Полуприцеп.рф» вскоре начнёт продавать технику и под этим брендом. Кстати, г-н Субханкулов уклонился от прямого ответа на наш вопрос про второй бренд.
Но, собственно, всё это не раскрывает загадку о второй стороне заявленного якобы СП.

Особенно контрастно сокрытие партнёра на фоне обращения Рустама Субханкулова к присутствовавшим на открытии поставщикам компонентов: «Мы предлагаем внедрять международный стандарт работы в закупках, открытую политику, нам предстоит вести большую работу по снижению себестоимости, чтобы оптимизировать все элементы в цепочке поставок». Так и просится: «Начните с себя по поводу открытости».

Тем не менее амбициозный проект будет жить. Компания инвестировала в НИОКР и планирует использовать в сборке полуприцепов отечественные фонари, композитные лестницы, отбойники, ворота, крышу и опорные устройства. Вся электроника, оси и тормозная система пока останутся импортными.

«Дело в том, что мы укомплектовали свои полуприцепы практически так же, как и европейские, которые прежде были очень популярны в стране. Сервисные центры к ним уже привыкли, а потому будут без проблем принимать и обслуживать технику Wagnermaier», — объяснил г-н Субханкулов.

Впрочем, в перспективе завод намерен довести уровень локализации до 75%, что поможет ему стать менее зависимым от иностранных поставщиков. Но, как тогда будет действовать схема «европейские комплектующие гарантируют проверенный сервис», неизвестно.

Пока предприятие работает в одну смену, а в выходные и праздничные дни процессы в его цехах приостанавливаются. Однако к концу 2024 года на предприятии обещают круглосуточное функционирование. В расширение бренда планируется инвестировать 560 млн рублей.

Текст и фото: Анастасия Семёнова

Взято с сайта www.igrader.ru

Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и на обработку персональных данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных.